Всем известно, что хлеб – один из основных продуктов питания человека. Производство и продажа хлебобулочных и кондитерских изделий является наиболее важным социально-значимым направлением. В корзине потребления хлебобулочная продукция составляет около 15%. Поэтому важно, чтобы хлеб был вкусным и безопасным.
В небольших городах и сельских населенных пунктах ассортимент хлебобулочных изделий довольно скромный, часто встает вопрос качества и свежести. Доставка хлебобулочных изделий в сельскую местность зачастую осуществляется один раз в 2-3 дня. В торговых сетях и небольших магазинах присутствует большой объем продукции, где используются пищевые добавки для увеличения сроков годности. Это отрицательно сказывается на здоровье людей.
Для Сергея Омельянчука, владельца хлебопекарни «ДобрыняДар» в Кобрине, качественный хлеб – это не просто бизнес, это - ассоциация с домашним уютом и теплые детские воспоминания. «Я родился в деревне. И как сейчас помню, как по праздникам мама ставила тесто, когда оно подходило, отправляла его в печь. Дом наполнялся запахом ароматного хлеба. Уже будучи взрослым, я решил выпекать хлеб – натуральный, без химии и добавок», - рассказывает Сергей.
В 2014 году Сергей Омельянчук построил хлебопекарню. Сначала выпекали и продавали хлеб в магазинах Кобрина. Впоследствии ассортимент расширили, добавили булочные и кондитерские изделия. Расширили и географию продаж – стали возить хлеб на продажу в близлежащие деревни.
В 2020 в Кобринском районе производители хлебобулочных изделий решили объединиться в отраслевую ассоциацию «Хлебные рецепты», чтобы сделать производство каждого из них более рентабельным. Импульсом для объединения стала высокая конкуренция в отрасли, вероятность прихода глобальных сетевых ритейлеров в Кобрин. Благодаря проекту «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь»для ассоциации было закуплено высокотехнологичное оборудование для шокового охлаждения хлебных полуфабрикатов и окончательного выпекания их на местах. Были разработаны 20 рецептур производства хлебобулочных изделий, составлены технологические карты, обучены технологи. Соответственно, был усовершенствован процесс производства, хранения и логистики, открыты новые торговые точки. На данный момент ассоциация имеет 17 торговых точек, покрывающих 3 сельских совета, это более 15 деревень, население которых более 8000 человек. В результате увеличения производства и количества торговых точек были созданы 15 рабочих мест.
В рамках ассоциации была создана франшиза "Пекарня Домашняя", продажи которой в настоящее время набирают обороты. Кроме того, ассоциация «Хлебные рецепты» разработала единую онлайн платформу, позволяющую заказывать свежий хлеб и выпечку. Сегодня на платформе можно сделать предварительный заказ хлеба и выпечки. В будущем доставка будет оперативной, в течение часа.
Для профориентации молодежи и создания резерва кадров ассоциация проводит курсы по подготовке поваров, пекарей, экспедиторов, суши-мастеров. На сегодняшний день обучение прошли 24 человека. Окончившие курсы имеют возможность пройти практику и даже трудоустроится на предприятиях ассоциации при наличии вакансий.
Ассоциация серьезно относится к качеству своей продукции и пищевой безопасности. Все поставщики проходят строгую систему отбора, поставляемые товары должны быть высокого качества и соответствовать требованиям НАССP – системе пищевой безопасности, которую пекарня «ДобрыняДар» внедрила в 2015 году. В 2022 году компания разработала и зарегистрировала в Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации (БелГИСС) Технические условия на производство, хранение, перевозку и реализацию кондитерских и хлебобулочных изделий, а также получила Декларацию соответствия техническим регламентам о безопасности пищевой продукции Евразийского экономического союза. Эти два документа также стали подтверждением высокого качества и соответствия требованиям пищевой безопасности продукции ассоциации. «В качестве ингредиентов мы используем много местных продуктов – джем, творог, яблоки и другое. Наша продукция не хранится долго, и это, конечно, добавляет сложностей со сбытом. Но для нас очень важно, чтобы потребители получали вкусный и полезный для здоровья продукт. Мы создаем сильный и узнаваемый бренд, название которого будет гарантией высокого качества и абсолютной свежести», - говорит Сергей Омельянчук.
Инициатива «Хлебное дело - новые возможности» реализуется в рамках проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», который финансируется Европейским союзом и реализуется Программой развития ООН (ПРООН) в партнерстве с Министерством экономики Республики Беларусь.