image2 31.10.2022

“Это помогает и нам, европейцам”: как культурная программа ЕС помогает белорусам сохранять связи с Европой

Мы говорим с художницей Аленой Грибенчук за пару дней до ее отъезда в испанскую столицу оливок — Баэну. На недельную поездку по гранту от EU4Culture у 23-летней белоруски большие планы: не только предсказуемый культурный обмен с местными творцами, но и вполне осязаемая задача — совместный мурал. В эпоху войны и обрыва многих привычных связей между странами наш разговор поначалу кажется странным приветом из прошлого, но нет: осенью 2022-го года культурные трансграничные программы Евросоюза продолжаются — в том числе для белорусов.

Лично

— Проект поездки индивидуальный, я его автор. Уже бывала в Баэне по своей инициативе, тоже создавала мурал, а сейчас меня пригласил сделать это сам муниципалитет, — рассказывает Алена.
Художница оформила идею в заявку: весной 2022-го как раз был объявлен первый конкурс EU4Culture. Проект Алены успешно прошел отбор среди 95 кандидатов, получив финансирование, как и 33 другие инициативы.

Такие программы работают не с доступом к готовому набору активностей типа выставок и конференций, а с личными проектами деятелей культуры, выдавая гранты под развитие собственных идей — хотя уже существующие мероприятия и могут быть их частью. В Европе традиционно действует много подобных инициатив, государственных и частных: система культурных грантов работает и в отдельных странах, и на общеевропейском уровне.

Особенность этой программы — в том, что это не чисто внутренняя история, а “культурное крыло” Восточного партнерства: проекта Евросоюза с 13-летней историей по улучшению связей между государствами на континенте.

EU4Culture поддерживает профессионалов области культуры стран Восточного партнерства, причем все трактуется максимально широко: профессионалами никто не стесняется считать недавних и даже действующих студентов, а под “областью культуры” понимать рекламу и маркетинг.

— Ценность не только в возможности самовыразиться. Ты устанавливаешь связи, лично знакомишься с единомышленниками, рождаешь совместные проекты и тут же договариваешься об их реализации. Это столь же важно, — считает Алена.
По ее словам, европейцы с большим интересом относятся к белорусской культуре: для тех же испанцев, с которыми художница поработала уже во второй раз, Беларусь — “что-то очень далекое, даже экзотичное… То, с чем они охотно знакомятся. Просто потому что ничего о ней не знают”.

Взаимно

— Мы должны продолжать чувствовать этот пульс, — говорит нам Рустис Камунтавичус, куратор одного из белорусских получателей гранта в литовском Каунасе.

Рустис — кандидат исторических наук и директор Института ВКЛ. Он исследует общее прошлое литовцев, поляков, белорусов и украинцев: по его мнению, одна из проблем современной Европы в том, что жители разных стран взаимно ничего не знают о соседях. Поэтому такие проекты наш собеседник рассматривает совсем не как благотворительность.
— Конечно, такие проекты важны для стран восточнее Евросоюза, но нельзя говорить, что это исключительно помощь для них — картина будет неполной. Это помогает и нам, европейцам. Нам надо знать своих соседей! На самом деле, с момента развала Советского Союза мы не особо углублялись в ситуацию друг у друга… А потом неожиданно для нас вдруг появилась АЭС в 30 километрах от Вильнюса. Затем вдруг началась война. Сейчас мы все думаем только о том, чтобы эта война закончилась. Но когда она закончится — нам ведь надо будет как-то общаться. Если мы не будем знать друг друга, не будем иметь научно-культурных контактов… Мы снова столкнемся с теми же самыми проблемами. Каждый такой приезд художников и активистов, каждая стипендия, каждый общий проект — думаю, они очень важны и нужны обеим сторонам, — объясняет Рустис.

К ближайшему будущему ученый не настроен оптимистично: по его мнению, дальше вполне может быть еще хуже. Это давно влияет и на чисто человеческие отношения.

Правда, научно-культурная среда все же старается сохранить связи и взаимное понимание ситуации. С тем, чтобы это взаимопонимание оставалось, и работает EU4Culture.

Надолго

Когда этот материал уже готовился к публикации, Алена опубликовала результат поездки в Баэну: как и планировалось, мурал нарисован совместно с андалусийскими художниками.

Проект Алены — один из 34 отобранных проектов, осуществляемых белорусами под эгидой EU4Culture в 2022 году, всего же организаторы приняли 95 заявок. Затем будут новые отборы кандидатов: программа работает ежегодно до 2024 года, а ближайший отбор стартует в январе 2023 года, и следить за его новостями можно здесь.

Прежними останутся и правила: подавать заявки могут любые представители культурного-творческого сектора, а продолжительность их проектов мобильности может варьироваться от 7 дней до 12 недель: кроме того, на 2023 запланирован набор заявок с культурными и кросс-инновационными проектами длительностью до года и на сумму от 3000 до 25000 евро. Точки назначения — страны ЕС, страны-партнеры ЕС и другие страны Европы.


Mural in Baena, Spain. Photo: Alena Hrybianchuk