Андрей и Светлана могут показаться обычной парой, но мало кто знает, что на самом деле они являются одними из наиболее влиятельных людей в индустрии моды в Беларуси. Настолько влиятельными, что у них есть медаль за вклад в развитие розничной торговли в Беларуси, которую им вручил президент!
Андрей и Светлана – ум и красота, точнее, соучредители и креативные директора, стоящие за ведущим модным брендом Беларуси Mark Formelle, который является давним клиентом и, можно уже сказать, другом Европейского банка реконструкции и развития.

Скромное начало
Компания фактически начала свою историю с пары мужских трусов. Мало кто знает, но бренд Mark Formelle родился в небольшой оптовой компании. Продолжая наследие своих родителей, которые долгое время руководили заводом по производству нижнего белья в Витебске, Светлана вместе с мужем Андреем открыли в 2009 году небольшой завод по оптовому производству типового бельевого трикотажа.
Когда пришло время думать глобальнее, пара расширила свой семейный бизнес с фабричного цеха до полноценного бренда и назвала его Mark Formelle – Mark, чтобы обозначить мужскую сторону бренда, а Formelle – женскую. В 2010 году компания открыла свой первый магазин по продаже нижнего белья собственного производства в небольшом городке Узда.
«Мы понимали, что у нас есть две компетенции – хороший продукт с отлаженной системой производства, и умение продавать нашим партнерам». Однако объединение этих компетенций и создание бренда, который был бы устойчивым и узнаваемым по всей стране, а также новые планы расширения потребовали специальных знаний, и в 2012 году Mark Formelle обратился к ЕБРР за советом по вопросам брендинга и маркетинга.
Программа ЕБРР «Консультации для малого бизнеса», осуществляемая при поддержке Европейского союза в Беларуси, помогла Mark Formelle реализовать консультационный проект по вопросам маркетинга и развития бренда.
«Это помогло нам разработать стратегию бренда и расширить собственную розничную сеть», – говорит Светлана. Усилия принесли свои плоды – Mark Formelle расширил ассортимент от нижнего белья до одежды, повысил узнаваемость своего бренда, удвоил экспорт и увеличил оборот на 87%.
Рост вместе с ЕБРР
После еще одного финансируемого ЕС проекта с международными отраслевыми экспертами, которые помогли Mark Formelle в таких областях, как создание новых коллекций, реклама и планирование производства, Андрей и Светлана в очередной раз обратились к ЕБРР.
В 2015 году, после приобретения новых производственных помещений для удовлетворения растущего спроса и быстрого открытия новых магазинов, Mark Formelle потребовались дополнительные ресурсы для продолжения их роста. В качестве надежного партнера ЕБРР предоставил Mark Formelle кредит в размере 4 млн. долларов США для финансирования расширения производства в Беларуси и соседних странах. «Мы погасили кредит на два года раньше, чем это было необходимо!» – улыбается Андрей.
Больше не малый бизнес
Это все еще семейный бизнес, но уже не малый. С 4000 сотрудниками и более 170 магазинами в Беларуси, а также соседней России, Украине и Казахстане, Mark Formelle быстро продвигает свои модные идеи в массы.

Что делает бренд таким успешным?
Инновации, креативность и «хайп».
Андрей и Светлана не боятся экспериментировать. Mark Formelle всегда удивляет публику своими творческими идеями: от коллекции, посвященной исчезающим видам, до повышения осведомленности о трагедии Чернобыля и даже униформы бортпроводников Belavia во время Европейских игр 2019 года. А с официальным контрактом на разработку фирменных костюмов белорусских спортсменов к предстоящим Олимпийским играм компания, безусловно, останется в поле зрения общественности.
«Не бойтесь пробовать новые идеи и не бойтесь изменений, – говорит Андрей. – Мир не стоит на месте, и бренды тоже».