Найти наркотики или выбрать машину для углубленного осмотра на границе помогают четвероногие сотрудники. На Гродненской региональной таможне их восемь. Лабрадоры, овчарки и кокер-спаниель служат в пунктах пропуска вместе со своими хозяевами-кинологами. Оказывается, у собак есть персональные «кабинеты» и даже личный служебный автомобиль.
Кинология на таможне — явление относительно новое. В 2005 году в Гродненской таможне был только один кинолог и один пёс. Сегодня здесь работает целый отдел из семи человек и восьми собак. Его сотрудники несут службу на разных направлениях, в пунктах пропуска по всей Гродненской области. Иногда их приглашают поработать в городе — помочь милиционерам и спасателям.
«Работают» в кинологическом отделе восемь собак: два лабрадора, спаниель и пять немецких овчарок. Всё время службы собака получает государственный паёк, а также бесплатное ветеринарное обслуживание. После службы собаки с таможни уходят «на пенсию».
Где живут и «работают» служебные собаки
Каждая из них живет с хозяином дома. Это специфика взаимодействия кинолога и собаки, где важен контакт человека и животного. К тому же вызов на службу может поступить даже ночью, тогда кинологу не придется терять время, чтобы заехать за собакой. Рядом с вольерами — «фитнес-зона», где собаки тренируются и играют.
— Собака должна быть поджарая, адекватная и не агрессивная. Понятно, что если собака не в форме, то она будет задыхаться. Все наши собаки худенькие, стройные, игривые. Периодически мы взвешиваем собак, в том числе для распределения корма, — говорит начальник кинологического отдела Игнат Линевич. Со своей нынешней овчаркой Цейком он работает уже два с половиной года. Это его третья собака.
В 2010 году Линевич пришел на службу с трехлетним питомцем. В феврале 2018 года 11-летний пес умер. Игнат Линевич говорит, что нагрузка всё-таки сказывается на состоянии животного. Вторая его собака теперь вышла на пенсию и живет у родственников в деревне. Третья — Цейк. Есть в отделе собаки постарше, к примеру, лабрадор Шера — скоро ей исполнится пять лет, четыре из которых она служит на таможне.
Самый хороший нюх — у свиньи. Но собаки работают лучше
Для работы на таможне чаще выбирают собак служебных пород. Например, немецкие овчарки хорошо изучены, что подходит для кинологов даже с небольшим опытом. При выборе пса смотрят на качества, которые можно использовать в работе. Собака должна хорошо «разыгрываться». Если пес увидел мячик и сразу среагировал, это очень хорошо. Значит, есть задатки.
Кинологи рассказали, что нюх у собак в 10 000 раз сильнее чем у человека. Но даже они далеко не чемпионы. «Самый хороший нюх имеют свиньи. Но у нас нет такой практики применения».
Есть стереотип, что кинологи кормят собак наркотиками. «Конечно, это не так, — говорит Игнат Линевич. — Нюх ставится на специальном тренажере по образцам запахов».
Как стать кинологом?
В кинологи приходят с разным опытом. Инспектор Наталья Евлашевич по образованию психолог. Она — самая молодая сотрудница, как и ее «коллега» — немецкая овчарка Икар.
Старший инспектор Егор Бондарь закончил юридический факультет ГрГУ. Начинал работу на таможенном посту в Берестовице, а с ноября 2018 года перевелся в кинологический отдел. Работает с немецкой овчаркой по кличке Даллас. Ей полтора года.
«На кинологов» в Гродно не учат. В начале работы новичкам помогают старшие коллеги. Потом специалисты проходят курсы в Минске на кафедре кинологии. Повышать квалификацию нужно каждый год в Пинске и Минске, на базе таможенного института. Все занятия проходят только с животным — учатся и собака, и человек. На полигоне таможенного института проводят и соревнования, где ежегодно определяют лучшего кинолога среди таможенников. Они соревнуются в поиске наркотиков, оружия, взрывчатки.
Кинологи считают свою работу творческой и спокойно относятся к ненормированному рабочему дню. «Бывает, приходится работать и по 12 часов, всё зависит от количества людей на границе и сотрудников на работе». Собаки, конечно, столько работать не могут, им нужно отдыхать и отвлекаться. Таможенники в это время работают с техническими приспособлениями — эндоскопами, газоанализаторами, приборами, определяющими однородность и плотность материалов, и с досмотровыми зеркалами.
«Но в основном работает собака, — говорит Игнат Линевич. — Бывает, ей больше доверяешь, чем себе».
«Была у нас ситуация, когда водитель пытался избавиться от гашиша и просто выбросил его под фуру. Собака имеет такой нюх, что даже такое учует», — говорит Наталья.
«Собака посмотрит, понюхает и ты уже отталкиваешься от этого. Едет десять машин — тебе все надо осмотреть. А когда работаешь с собакой, нужно более пристально осмотреть именно одну, ту самую, на которую собака обратила внимание», — рассказывает старший инспектор Егор Бондарь.
«Собаки с радостью запрыгивают»
Гродненские кинологи вместе со своими подопечными были участниками проекта в рамках Программы трансграничного сотрудничества «Польша-Беларусь-Украина 2014−2020» по усилению возможностей кинологической службы таможенных ведомств.
Чтобы еще лучше обеспечить безопасность при прохождении границы, а также препятствовать незаконному перемещению запрещенных наркотических средств и психотропных веществ, таможенники Беларуси и Польши провели ряд мероприятий.
В рамках проекта закупили шесть автомобилей, оборудованных клетками для перевозки служебных собак. По две машины получили Гродненская, Минская региональные таможни и Брестская таможня.
Кинологи из Польши и Беларуси провели три совместных тренинга, где обменялись опытом и тактикой в обнаружении наркотиков и других ограниченных к перемещению товаров, в том числе сигарет.
Всего по проекту трансграничного сотрудничества белорусская сторона получила финансирование ЕС на сумму около 130 тысяч евро, польские коллеги — порядка 70 тысяч.
По оценкам Игната Линевича, уровень подготовки кинологов Гродненской таможни и в целом организация работы специалистов в Беларуси и Польше сравнимы. «Собаки у них тоже живут дома с хозяевами. Государство обеспечивает собак, выделяет пособия на их содержание».
Новые автомобили служебные собаки таможенников освоили быстро. «Транспорт новый, безотказный. Предусмотрена механическая вентиляция, есть кондиционер, — рассказывает Линевич. — Условия для передвижения и людей и собак лучше стали. С учетом того, что температура регулируется, собаке не жарко и не холодно, есть подогрев. Животное располагается на мягкой подстилке, а сам отсек оборудован таким образом, что собаку не трясет при движении автомобиля. В поездке она чувствует себя комфортно несмотря на то, что иногда дорога на пост может занять несколько часов. Собаки с радостью запрыгивают в такой автомобиль, там они как в домике», — рассказывает Игнат Линевич.
Собаки на границе несут позитив
— Люди по-разному реагируют на собак. Многое зависит и от собаки, и от человека. Например, к кокер-спаниелю и лабрадору люди относятся мягко. Знают, что лабрадор — добрая собака, а спаниель — милый и забавный. Вот на овчарку обычно смотрят с опаской. Она покрупней, бывает и зубы скалит. Люди тоже разные: одни боятся собак, а другие издалека увидят и бегут, чтобы погладить. Есть и такие, что спрашивают — почему собака без намордника. Какой может быть намордник у служебной собаки, которая прошла курс тренировки, имеет навыки и несет службу по поиску запрещенных веществ на своем рабочем месте. К тому же у собаки есть служебное удостоверение, так что она сотрудник таможни, — объясняет Линевич.
А вообще, признаются кинологи, собаки положительно влияют на ситуацию на границе: и на тех, кто ее пересекает, и на тех, кто несет вахту. «Кто-то погладить пытается, кто-то пообщаться. В основном, реагируют положительно, с улыбкой. Собаки на границе несут позитив».
Источник: Hrodna.life