image2 15.01.2020

Арбузы в Беларуси: EU4Youth сеет семена успеха

Весной 2019 года в школах Гомельской области Беларуси стартовала масштабная инициатива по сортовыращиванию арбузов. В течение шести месяцев ученики вместе с учителями и местными энтузиастами исследовали, насколько успешно этот популярный круглый плод может укорениться на юге страны.

Сорок две команды из школ и учреждений неформального образования из Лоевского, Брагинского, Чечерского, Калинковичского, Хойникского, Гомельского, Петриковского и Мозырского районов присоединились к инициативе, которая была запущена в рамках проекта EU4Youth «Школьный сад для развития сельскохозяйственного предпринимательства», финансируемого Европейским союзом. Ученики, учителя и другие участники эксперимента открыли пилотные площадки как в школьных садах, так и на частных участках, принадлежащих участникам эксперимента.

11_hyrtwipoht-3.jpg

Методическое обеспечение эксперимента взял на себя Гомельский областной эколого-биологический центр для детей и молодежи, а научным консультантом стал доктор сельскохозяйственных наук, доцент Института овощеводства Национальной академии наук Беларуси Мечеслав Францевич Степуро.

Весной, во время семинара и нескольких тренингов, представители команды и потенциальные местные консультанты при поддержке ЕС и спонсоров инициативы получили необходимую информацию по агротехнике и методологии исследований, а также все необходимое для выращивания арбузов, в том числе семена трех голландских гибридов – «Топ Ган», «Романза» и «Бедуин» – поддоны и почву для рассады, укрывной материал, биогумус и гуминовые удобрения. Специально для записи результатов был создан электронный журнал.

Александр Мишко, активный участник эксперимента из Иолчанской школы Брагинского района, рассказывает свою историю: «На первом этапе мы научились брать пробы почвы для лабораторного анализа, затем, под руководством учителей, подготовили почвенную смесь для рассады, и посеяли семена. Когда появились паростки, мы ухаживали за ними, смотрели, как они растут».

Его друг Илья Шеин добавил: «Потом пришло время высадить их в открытом грунте. Когда проводился эксперимент, мы впервые узнали, как создается экспериментальная площадка, чтобы все сделать правильно. Арбуз – это южный фрукт, а значит, он любит тепло, поэтому в мае нам нужно было их укрыть, чтобы они не замерзли, прополоть и полить. Особенно в июне, когда было очень жарко, мы обильно поливали каждый день».

Сестры Валерия и Виолетта Харко из Маложинской школы Брагинского района рассказали, как записывались наблюдения: «Мы объединились в команду, и у каждого участника команды были свои обязанности. Кто-то сажал, кто-то поливал, кто-то пропалывал, кто-то накрывал теплицу пленкой. И мы вели журнал эксперимента. Мы делали фотографии, когда ученики выполняли какую-нибудь работу, записывали текущие результаты в специальную таблицу и делали небольшую презентацию, а затем заносили ее в электронный журнал».

08_ghmklnkdhr640.jpg

Во время эксперимента участники столкнулись с некоторыми трудностями. Например, в Иолчанской школе Брагинского района семена плохо прорастали из-за низких температур в классах после окончания отопительного сезона, а из-за недостатка света паростки растягивались и медленно развивались. Поэтому директор школы Татьяна Николаенко предложила своей команде посеять арбузы прямо в землю.

«В нашем эксперименте приняли участие буквально все ученики школы, а в нашем учебном заведении их 60. Кроме того, присоединились и воспитанники детского сада. Каждый ухаживал за своим горшком, измерял высоту саженцев», – рассказывает Татьяна Николаенко. «В этом году мы разработали новый участок площадью 5 000 квадратных метров, 400 из которых мы выделили для арбузного эксперимента. Саженцы были посажены на 200 участках, а семена — еще на двух. По правде говоря, мы немного запоздали с разработкой участка, поэтому посеять семена нам удалось только 30 мая. И мы очень волновались, потому что было уже очень поздно, к тому же в нашем районе в это время стояла большая жара и засуха. Но капельное орошение исправило ситуацию, и арбузы выросли самого высокого качества».

Надежда Орещенко, учитель химии и биологии Глинищанской школы Хойникского района, отметила, что у них, как и у многих других коллективов, возникли трудности после посадки в грунт: саженцы плохо приживались, долго были вялыми, желтели, некоторые из них даже погибли. В некоторых школах саженцы после посадки были побиты дождем.

Мечислав Степуро, доктор сельскохозяйственных наук, научный консультант эксперимента, отметил, что во время работы у участников было много разных вопросов: как помочь растениям в адаптационный период после посадки, как правильно обработать и окучить, как опырскивать арбузные лозы, когда их прищипывать, удалять ли лишние плоды.

Несмотря на трудности и переменчивую погоду, экспериментаторы начали получать урожай в июле. А 24 августа все команды собрались в Лоеве, чтобы представить результаты своей работы.

Урожай превзошел все ожидания. Руководитель эксперимента в Ручаевской школе Лоевского района, учитель химии и биологии Владимир Абибок поделился результатами эксперимента: «У нас было несколько волн урожая. Всего со школьных арбузных плантаций мы собрали более 150 арбузов, а самый большой арбуз весил 12 кг 250 г. Если сравнить три сорта, которые мы тестировали, то я бы сказал, что «Бедуин F1» идет в рост лучше, чем два других. Самый нежный сорт – «Романза F1» – укореняется хуже, но если он уже вырос, то урожая будет более чем достаточно. Кстати, все участники эксперимента больше всего жаловались именно на этот сорт».

05_Arbuz-i-ego-druzya-Malozhin-iyun-2019_008.jpg

Что касается вкуса, то поначалу никто всерьез не верил, что белорусские арбузы могут получиться такими сладкими. Диана Колесникова, ученица Ручаевской школы Лоевского района, была в восторге: «Наши арбузы одинаково сладкие вплоть до кожуры, а импортные сладкие и вкусные только посередине». Содержание сахара в арбузах также было подтверждено экспресс-анализом, сделаным во время проведения конкурсного праздника «День арбуза и его друзей». Почти во всех представленных арбузах содержание сахара составило 9 %, а в некоторых даже 12 %, в то время как обычное содержание сахара колеблется от 7 до 9 %.

Как отметили все участники, эксперимент удался на славу. Арбузы могут успешно расти на юго-востоке Беларуси и давать хороший урожай сладких фруктов. Но главное, что в ходе эксперимента школы получили необходимые знания по выращиванию арбуза и теперь смогут распространять эти знания, особенно среди своих учеников. И эти знания и навыки могут стать основой будущего агробизнеса.

Статья опубликована на белорусском языке на сайте «Настаўніцкая Газета»

Фото: Семен Шевцов