Смотрите, насколько «велосипеднее» стала Беларусь за это время. Представляем некоторые итоги (не все!).
Октябрь 2017 года. Велошкола для взрослых выпускает более 100 человек
![1_veloshkola.jpg 1_veloshkola.jpg](/upload/medialibrary/77b/1_veloshkola.jpg)
Обучать взрослых езде на велосипеде Минское велосипедное общество (МВО) начало ещё в 2014 году. Весной 2017-го спрос на занятия вырос: за два дня на участие в велошколе записались более 60 человек. Тогда МВО оперативно набрало целую команду инструкторов-волонтёров, увеличило количество дней обучения и нашла велосипеды для тренировок такого числа желающих. В то же лето велошкола ежемесячно выпускала до 20 новых велосипедистов и велосипедисток.
Позже по примеру Минска велошколы появились и в других городах: Бресте, Быхове, Вилейке, Борисове, Гомеле, Барановичах.
Как открыть велошколу в своём населённом пункте, как научить/научиться ездить на велосипеде без синяков и стресса, читайте в специальном пособии.
Январь 2018 года. Беларусь принимает Концепцию развития велодвижения
![2_концепция.jpg 2_концепция.jpg](/upload/medialibrary/852/2_kontseptsiya.jpg)
Велоактивисты и велоактивистки Беларуси получили официальный документ, в котором государство зафиксировало цели по развитию велодвижения до 2030 года. Главные индикаторы – показатели безопасности и доля использования велосипедов.
Национальная концепция дала ориентир региональным и местным властям при создании городских и областных планов развития велосипедного движения, а у велосообщества появилась возможность опираться на неё при лоббировании интересов в создании велоинфраструктуры.
В каких случаях можно ссылаться на официальные обязательства по велосипедизации городов.
Июнь 2018 года. В столице появился велоофицер (советник по велосипедной инфраструктуре)
Это человек, который помогает решать велосипедные вопросы в городе и является связующим звеном между велосипедистами, администрацией города, проектировщиками и ГАИ.
Для Минска эта должность новая, введена она благодаря проекту «Городское велодвижение в Беларуси». Также общественная советница по развитию велосипедного движения появилась и в Гомеле при организации «ВелоГомель».
Сейчас команда проекта продвигает идею создания отдельной ставки велоофицера при городской администрации, как бывает в других странах.
Как велосипедные советники влияют на развитие городов.
Сентябрь 2018 года. Европейская неделя мобильности в 10 городах по всей стране
![4_европейская нееля мобильности.jpg 4_европейская нееля мобильности.jpg](/upload/medialibrary/00d/4_evropeyskaya-neelya-mobilnosti.jpg)
Благодаря европейскому проекту в Беларуси увеличилось количество городов, которые официально присоединяются к международным акциям: «На работу на велосипеде зимой», «30 дней на велосипеде» и, конечно же, к Европейской неделе мобильности. В 2018-м команда проекта помогла продвинуть идеи Европейской недели мобильности более чем в 10 городах Беларуси.
Ноябрь 2018 года. Застройщиков обязали делать в новых домах велопарковки
![5_garazh (1).jpg 5_garazh (1).jpg](/upload/medialibrary/248/5_garazh-_1_.jpg)
С 1 ноября 2018 года в Беларуси вступило в силу изменение градостроительных норм, где проектировщиков обязуют закладывать в проекты многоквартирных жилых домов установку велопарковок. Минус – не учитывается реальная потребность населения в количестве велопарковок: всего одно веломесто на 10 квартир.
В 2019 году экспертная команда проекта «Городское велодвижение в Беларуси» внесла предложение предусмотреть наличие мест постоянного хранения велосипедов в количестве не менее 0,5 места на каждую квартиру, что соответствует реальному спросу.
В конце 2019 года в проект новой редакции данного документа такая норма уже была вписана.
Май 2019 года. Достроили маршрут «EuroVelo2»
![6_eurovelo.jpg 6_eurovelo.jpg](/upload/medialibrary/3ce/6_eurovelo.jpg)
350 километров велосипедного маршрута «EuroVelo-2» по Брестской и Гродненской областям проложили к маю 2019 года. Это – часть международного маршрута, который стартует в ирландском городе Голуэй, проходит через 7 европейских столиц (в том числе и через Минск) и заканчивается в Москве. Общая длина маршрута – 5,5 тысячи километров, из них по Беларуси проложено около 600.
Маршрут удобен для велодвижения: выбраны безопасные и комфортные дороги без сложных участков; установлены указатели и знаки с пиктограммами, ориентирующие путешественников в нужном направлении.
На сайте eurovelo.by можно посмотреть карту маршрута с нанесёнными на неё достопримечательностями и объектами сервиса. А здесь вы можете скачать методичку по созданию веломаршрутов, которую команда Центра экологических решений и Минского велосипедного общества разработали в рамках проекта.
Июнь 2019 года. В центре Минска появилась велополоса на проезжей части
![7 - велополоса.jpg 7 - велополоса.jpg](/upload/medialibrary/1d0/7-_-velopolosa.jpg)
Это первая и пока единственная в столице велополоса на проезжей части (улица Веры Хоружей). Для столицы это пилотный проект, который в будущем может использоваться как типовое решение по преобразованию улиц разных городов.
Проект сделан общественными экспертами, а реализован за счёт городского бюджета, что делает этот кейс интересным примером межсекторального сотрудничества.
Июль 2019 года. В столице открылся городской велопрокат
![8_kolobike.jpg 8_kolobike.jpg](/upload/medialibrary/ed0/8_kolobike.jpg)
Буквально за одну ночь в столице стало на 3,3 тысячи велосипедов больше. Первый в Беларуси городской велопрокат «Колобайк» запустила частная компания, однако белорусский байкшеринг открылся в том числе благодаря популяризации этой темы командой Минского велосипедного общества и Центра экологических решений.
Осенью 2019 года жёлтые велосипеды появились и в Бресте, а в планах на 2020-й – привезти их в Гродно, Гомель, Борисов, Жодино и Пинск.
Сентябрь 2019 года. Количество велосипедистов превысило самый оптимистичный прогноз
Проведенные в рамках проекта «велосипедные» социологические исследования показали, что численность велосипедистов и велосипедисток в столице и областных городах значительно выросла. Например, один раз в месяц и чаще на велосипеде ездят 43% минчан и ровно половина брестчан.
Ноябрь 2019 года. Создали коллекцию материалов и экспертную сеть
За время работы проекта в Беларуси официально зарегистрированы три новые велосипедные организации: «ВелоГомель» (Гомель), «Солянка» (Минск) и «Веловектор» (Новополоцк).
Также благодаря комплексу образовательных мероприятий проекта (велолагерь, публичные лекции, семинары по организационному развитию, форум «ПраРовар») в Беларуси сформировалась неформальная сеть велосипедных организаций, которые постоянно обмениваются опытом и объединяются для того, чтобы вывести городские велосипедные мероприятия на общенациональный уровень.
Вся экспертная работа представлена на сайте rovar.info.
Март 2020 года. Появилась социальная реклама на ТВ и велобилборды
![11_Борд_друзья1.jpg 11_Борд_друзья1.jpg](/upload/medialibrary/ce9/11_Bord_druzya1.jpg)
Есть время на спорт, здоровье, друзей, семью и любимых. Такая социальная реклама появилась на улицах Минска в марте. Сегодня велобилборды есть не только в столице, но и Могилёве, Гомеле и Бресте.
А ещё на телеканале «Мир» сейчас показывают социальный ролик о вежливой езде и правилах дорожного движения под слоганом «Не важно, за какой руль ты держишься».
Март 2020 года. Десятки новых элементов велоинфраструктуры
Новые велопарковки, станции по ремонту велосипедов (веломаячки), велогаражи и локальные велосипедные маршруты появились в 18 городах Беларуси. Некоторые организации прибрели служебные велосипеды.
Изменения ищите здесь!
Проект закончился, но его результаты заметны по всей стране.
– Когда проект только начинался, мы публично озвучили сумму финансирования от Европейского союза, – 560 тысяч евро. Многие советовали понизить бордюры, организовать велопрокат или даже построить велодорожку… На эту сумму мы едва ли смогли бы проложить шесть километров, – вспоминает руководительница проекта «Городское велодвижение в Беларуси», сотрудница Центра экологических решений Дарья Чумакова. – Но нашей задачей было создать рамочные условия для развития велодвижения и добиться устойчивых результатов. Именно поэтому мы не занимались каждым бордюром и велосипедом, а способствовали утверждению ключевых документов о развитии велодвижения, провели в городах семинары, чтобы объединить местных велоактивистов с представителями власти для совместных действий, и не только. Я убеждена, что благодаря этому проекту мы не закупились рыбой, а раздали удочки и рассказали, как добиваться «велосипедных уловов».
![14-фото-команды-(на-заставку).jpg 14-фото-команды-(на-заставку).jpg](/upload/medialibrary/ab8/14_foto_komandy_na_zastavku_.jpg)
Автор статьи – Татьяна Жарносек
Фото – Мария Амелина, Алексей Басалай, Елена Катушка; архив Минского велосипедного общества