image2 05.05.2020

ТОП-12 крутых велосипедных изменений в Беларуси, о которых три года назад вы и не мечтали

Велополоса на проезжей части в центре Минска, бесплатные веломастерские, велогаражи, велошкола… Это и многое другое в стране было сделано в рамках международного проекта «Городское велодвижение в Беларуси». Проект завершился в марте 2020 года, реализовали его Центр экологических решений и Минское велосипедное общество при финансовой поддержке Европейского союза.

Смотрите, насколько «велосипеднее» стала Беларусь за это время. Представляем некоторые итоги (не все!).

Октябрь 2017 года. Велошкола для взрослых выпускает более 100 человек

1_veloshkola.jpg

Обучать взрослых езде на велосипеде Минское велосипедное общество (МВО) начало ещё в 2014 году. Весной 2017-го спрос на занятия вырос: за два дня на участие в велошколе записались более 60 человек. Тогда МВО оперативно набрало целую команду инструкторов-волонтёров, увеличило количество дней обучения и нашла велосипеды для тренировок такого числа желающих. В то же лето велошкола ежемесячно выпускала до 20 новых велосипедистов и велосипедисток.

Позже по примеру Минска велошколы появились и в других городах: Бресте, Быхове, Вилейке, Борисове, Гомеле, Барановичах.

Как открыть велошколу в своём населённом пункте, как научить/научиться ездить на велосипеде без синяков и стресса, читайте в специальном пособии.

Январь 2018 года. Беларусь принимает Концепцию развития велодвижения

2_концепция.jpg

Велоактивисты и велоактивистки Беларуси получили официальный документ, в котором государство зафиксировало цели по развитию велодвижения до 2030 года. Главные индикаторы – показатели безопасности и доля использования велосипедов.

Национальная концепция дала ориентир региональным и местным властям при создании городских и областных планов развития велосипедного движения, а у велосообщества появилась возможность опираться на неё при лоббировании интересов в создании велоинфраструктуры.

В каких случаях можно ссылаться на официальные обязательства по велосипедизации городов.

Июнь 2018 года. В столице появился велоофицер (советник по велосипедной инфраструктуре)

Это человек, который помогает решать велосипедные вопросы в городе и является связующим звеном между велосипедистами, администрацией города, проектировщиками и ГАИ.

Для Минска эта должность новая, введена она благодаря проекту «Городское велодвижение в Беларуси». Также общественная советница по развитию велосипедного движения появилась и в Гомеле при организации «ВелоГомель».

Сейчас команда проекта продвигает идею создания отдельной ставки велоофицера при городской администрации, как бывает в других странах.

Как велосипедные советники влияют на развитие городов.

Сентябрь 2018 года. Европейская неделя мобильности в 10 городах по всей стране

4_европейская нееля мобильности.jpg

Благодаря европейскому проекту в Беларуси увеличилось количество городов, которые официально присоединяются к международным акциям: «На работу на велосипеде зимой», «30 дней на велосипеде» и, конечно же, к Европейской неделе мобильности. В 2018-м команда проекта помогла продвинуть идеи Европейской недели мобильности более чем в 10 городах Беларуси.

Ноябрь 2018 года. Застройщиков обязали делать в новых домах велопарковки

5_garazh (1).jpg

С 1 ноября 2018 года в Беларуси вступило в силу изменение градостроительных норм, где проектировщиков обязуют закладывать в проекты многоквартирных жилых домов установку велопарковок. Минус – не учитывается реальная потребность населения в количестве велопарковок: всего одно веломесто на 10 квартир.

В 2019 году экспертная команда проекта «Городское велодвижение в Беларуси» внесла предложение предусмотреть наличие мест постоянного хранения велосипедов в количестве не менее 0,5 места на каждую квартиру, что соответствует реальному спросу.

В конце 2019 года в проект новой редакции данного документа такая норма уже была вписана.

Май 2019 года. Достроили маршрут «EuroVelo2»

6_eurovelo.jpg

350 километров велосипедного маршрута «EuroVelo-2» по Брестской и Гродненской областям проложили к маю 2019 года. Это – часть международного маршрута, который стартует в ирландском городе Голуэй, проходит через 7 европейских столиц (в том числе и через Минск) и заканчивается в Москве. Общая длина маршрута – 5,5 тысячи километров, из них по Беларуси проложено около 600.

Маршрут удобен для велодвижения: выбраны безопасные и комфортные дороги без сложных участков; установлены указатели и знаки с пиктограммами, ориентирующие путешественников в нужном направлении.

На сайте eurovelo.by можно посмотреть карту маршрута с нанесёнными на неё достопримечательностями и объектами сервиса. А здесь вы можете скачать методичку по созданию веломаршрутов, которую команда Центра экологических решений и Минского велосипедного общества разработали в рамках проекта.

Июнь 2019 года. В центре Минска появилась велополоса на проезжей части

7 - велополоса.jpg

Это первая и пока единственная в столице велополоса на проезжей части (улица Веры Хоружей). Для столицы это пилотный проект, который в будущем может использоваться как типовое решение по преобразованию улиц разных городов.

Проект сделан общественными экспертами, а реализован за счёт городского бюджета, что делает этот кейс интересным примером межсекторального сотрудничества.

Июль 2019 года. В столице открылся городской велопрокат

8_kolobike.jpg

Буквально за одну ночь в столице стало на 3,3 тысячи велосипедов больше. Первый в Беларуси городской велопрокат «Колобайк» запустила частная компания, однако белорусский байкшеринг открылся в том числе благодаря популяризации этой темы командой Минского велосипедного общества и Центра экологических решений.

Осенью 2019 года жёлтые велосипеды появились и в Бресте, а в планах на 2020-й – привезти их в Гродно, Гомель, Борисов, Жодино и Пинск.

Сентябрь 2019 года. Количество велосипедистов превысило самый оптимистичный прогноз

Проведенные в рамках проекта «велосипедные» социологические исследования показали, что численность велосипедистов и велосипедисток в столице и областных городах значительно выросла. Например, один раз в месяц и чаще на велосипеде ездят 43% минчан и ровно половина брестчан.

Ноябрь 2019 года. Создали коллекцию материалов и экспертную сеть

10_сентябрь 2019 _Фото марии Амелиной.JPG

За время работы проекта в Беларуси официально зарегистрированы три новые велосипедные организации: «ВелоГомель» (Гомель), «Солянка» (Минск) и «Веловектор» (Новополоцк).

Также благодаря комплексу образовательных мероприятий проекта (велолагерь, публичные лекции, семинары по организационному развитию, форум «ПраРовар») в Беларуси сформировалась неформальная сеть велосипедных организаций, которые постоянно обмениваются опытом и объединяются для того, чтобы вывести городские велосипедные мероприятия на общенациональный уровень.

Вся экспертная работа представлена на сайте rovar.info.

Март 2020 года. Появилась социальная реклама на ТВ и велобилборды

11_Борд_друзья1.jpg

Есть время на спорт, здоровье, друзей, семью и любимых. Такая социальная реклама появилась на улицах Минска в марте. Сегодня велобилборды есть не только в столице, но и Могилёве, Гомеле и Бресте.

А ещё на телеканале «Мир» сейчас показывают социальный ролик о вежливой езде и правилах дорожного движения под слоганом «Не важно, за какой руль ты держишься».

Март 2020 года. Десятки новых элементов велоинфраструктуры

12 reduk.JPG

Новые велопарковки, станции по ремонту велосипедов (веломаячки), велогаражи и локальные велосипедные маршруты появились в 18 городах Беларуси. Некоторые организации прибрели служебные велосипеды.

Изменения ищите здесь!

Проект закончился, но его результаты заметны по всей стране.

– Когда проект только начинался, мы публично озвучили сумму финансирования от Европейского союза, – 560 тысяч евро. Многие советовали понизить бордюры, организовать велопрокат или даже построить велодорожку… На эту сумму мы едва ли смогли бы проложить шесть километров, – вспоминает руководительница проекта «Городское велодвижение в Беларуси», сотрудница Центра экологических решений Дарья Чумакова. – Но нашей задачей было создать рамочные условия для развития велодвижения и добиться устойчивых результатов. Именно поэтому мы не занимались каждым бордюром и велосипедом, а способствовали утверждению ключевых документов о развитии велодвижения, провели в городах семинары, чтобы объединить местных велоактивистов с представителями власти для совместных действий, и не только. Я убеждена, что благодаря этому проекту мы не закупились рыбой, а раздали удочки и рассказали, как добиваться «велосипедных уловов».

14-фото-команды-(на-заставку).jpg

Автор статьи – Татьяна Жарносек

Фото – Мария Амелина, Алексей Басалай, Елена Катушка; архив Минского велосипедного общества