Развитие городского велосипедного движения в интересах общественности Республики Беларусь

О проекте:

Сроки: 01.03.2017 – 31.03.2020

Бюджет: общий – 630,173.65 €, вклад ЕС –560,855 €

Организация-исполнитель: Учреждение «Центр экологических решений», Общественное объединение «Минское велосипедное общество»

География: Минск, Гродно, Могилев, Брест и Гомель. Любой населенный пункт Беларуси может подключиться к участию в проекте

Описание

Хотя для многих велосипед по-прежнему ассоциируется с отдыхом, в последние годы наблюдается значительный рост интереса к велосипеду как к полноценному транспортному средству. Результаты сравнительного исследования общественного мнения в Минске в 2017 и 2019 годах показывают, что люди стали считать велосипед хорошей заменой передвижению пешком либо на автомобиле, но не общественному транспорту. При этом почти все опрошенные отмечают, что велоинфраструктуру нужно продолжать развивать, в первую очередь нужно фокусировать внимание на разрешении перемещения на велосипеде по проезжей части.

Цели и задачи: Разработать план устойчивого развития велодвижения и улучшить велосипедную инфраструктуру в Беларуси. Стимулировать горожан использовать велосипед в качестве повседневного транспорта. 

Результаты проекта: В 2018 году при участии экспертной команды проекта вступила в силу Концепция развития велодвижения в Республике Беларусь, принятая постоянной комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров Беларуси. На ее основании городские и областные исполнительные комитеты при тематической поддержке экспертов проекта разрабатывают городские стратегические планы развития велодвижения.

В 2018 году Минский городской исполнительный комитет принял Стратегический план развития велодвижения в столице до 2020 года.

Была создана должность велосипедного офицера при Минском велосипедном обществе (советник по развитию велотранспортной инфраструктуры). За период реализации проекта проведено более 40 рабочих встреч и переговоров с ключевыми участниками: ГАИ, городские администрации, планировщики. При участии велоофицера и экспертов команды проекта был разработан и реализован проект велополосы на проезжей части по улице Веры Хоружей в Минске.

Реализация проекта включала проведение ряда исследований, в том числе социо-экономическую оценку выгод развития велодвижения в Минске, масштабные социологические исследования общественного мнения о развитии велодвижения в городах. Разработаны методические рекомендации по созданию веломаршрутов, пособие для велошкол, буклет с рекомендациями по правилам дорожного движения для велосипедистов. Все полученные за время проекта опыт и исследования собраны на сайте rovar.info.

Проект стал организатором / соорганизатором массовых республиканских и местных мероприятий, в том числе и самых крупных: проект «Велошкола для взрослых», конкурс «Деловой велосипед», Велолагерь для активистов, Европейская неделя мобильности, День без автомобиля, акция «На работу на велосипеде зимой», прошедшая в Беларуси впервые.

В рамках проекта проводились публичные лекции с ведущими международными экспертами велосипедной тематики, три образовательные сессии для велосипедных НГО, форум «ПраРовар», в котором приняли участие представители семи стран и более 500 участников за три года, и специализированная конференция «ПраРовар. Туризм».

Созданы три новые велоорганизации — ОО «ВелоГомель» (Гомель), МОО «Солянка» (Минск) и ОО «Велоклуб Верста» (Новополоцк). 23 негосударственные и государственные некоммерческие организации по всей Беларуси по итогам конкурса заявок получили поддержку своей деятельности.

В 18 населенных пунктах Беларуси, в которых проводились мероприятия проекта, установлено 20 велопарковок, 21 веломаячок для самостоятельного ремонта велосипедов, два велогаража, разработано пять новых веломаршрутов, начали работу семь велошкол по обучению езде на велосипеде и ПДД для детей и взрослых, 22 велосипеда переданы различным организациям для выполнения рабочих задач, разработано два проекта организации дорожного движения с учетом потребностей велосипедистов.

Проработано 350 км белорусской части велосипедного маршрута EuroVelo-2 по Брестской и Гродненской областям. На данном этапе установлено 11 навигационных стендов с описанием маршрута по его следованию, разработан гайд, доработан сайт eurovelo.by, разработаны аудиогиды и установлены маркировочные знаки.

Также в Минске появился счетчик велосипедистов, который установлен по проспекту Независимости, 43. Велосчетчик круглосуточно подсчитывает, сколько велосипедистов проехало по велодорожке, что дает очень ценную статистику для планирования дальнейших мероприятий по развитию велодвижения.

ТОП-12 велосипедных изменений в Беларуси 

Контакты: Дарья Чумакова, заместитель директора учреждения «Центр экологических решений», менеджер проекта

+375172374070, +375296928875, chumakova@ecoidea.by

Ссылки в интернете: 

www.bike.org.by

rovar.info

www.ecoidea.by