ГорСвет: Энергоэффективная модернизация уличного освещения в городе Полоцке

О проекте:

Сроки: 01.08.2015 – 22.03.2020

Бюджет: 1 630 521 €, вклад ЕС – 1 304 417 € (90%)

Организации-исполнители:

Полоцкий районный исполнительный комитет (ведущий партнер в проекте)

Местный фонд содействия развитию международного диалога и сотрудничества «Интеракция»

Коммунальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Полоцка» (аффилированный партнер)

География: Полоцк, Витебская область

Описание

Полоцк, как первый белорусский город-участник Cоглашения мэров, разработал при помощи Европейского союза собственный План действий по устойчивому энергетическому развитию. Этот документ, принятый в 2012 году, включает ряд мер по улучшению энергоэффективности коммунальных зданий и предприятий, производству электричества из возобновляемых источников энергии, расширению зеленых зон, оптимизации работы общественного транспорта и повышению эффективности системы уличного освещения. «ГорСвет» станет для Полоцка еще одной возможностью выполнить обязательства, взятые на себя в рамках Соглашения мэров.

Цели и задачи: 

Провести энергоэффективную модернизацию внешнего освещения в Полоцке. Она станет примером для подобных изменений и в других городах Беларуси. На 28 центральных и магистральных улицах Полоцка появятся новые светодиодные светильники, в том числе работающие на энергии солнца, опоры уличного освещения, на исторических зданиях, сооружениях и улицах Полоцка появится новая декоративная подсветка. Новые светильники будут подключены к общегородской автоматизированной системе управления наружным освещением. Модернизация освещения поможет снизить расход энергии на 265 мегаватт-час и уменьшить выбросы СО2 почти на 120 тонн в год.

Промежуточные результаты: В сентябре 2015 года в Полоцке состоялась конференция по вопросам устойчивого развития городской энергетики. Ее посетили представители 17 городов Беларуси, которые уже присоединились или собираются присоединиться к Соглашению мэров.

В 2015-2016 году несколько тысяч полочан приняли участие в опросе, в ходе которого оценили качество уличного освещения и подсветки городских зданий, а также рассказали, как относятся к теме энергоэффективности и каким образом экономят энергию в повседневной жизни.

В августе 2018 года был проведен повторный опрос, который показал, что жители Полоцка стали больше экономить электроэнергию и задумываться об окружающей среде. После завершения всех монтажных работ проведется еще один опрос, чтобы выяснить, насколько жители Полоцка довольны новым освещением.

В январе 2016 года группа специалистов из Полоцкого государственного университета завершила энергетический аудит 40 главных улиц и проспектов города. Согласно выводам аудита, правильное применение энергоэффективных технологий позволит сократить потребление электроэнергии на изученных 40 улицах примерно на 60%.

Также в апреле 2016 года в Полоцке прошел студенческий архитектурный форум «Арх.Про.Свет». 40 студентов со всей Беларуси при поддержке 19 известных дизайнеров и архитекторов подготовили креативные решения для освещения полоцких улиц и районов. По итогу архитектурного форума у местных властей появилась концепция, которую можно брать в основу для реализации последующих проектов по освещению.

С апреля 2019-го по февраль 2020 года ведутся монтажные работы по установке нового приобретенного оборудования для модернизации уличного освещения. В результате на 28 улицах Полоцка появится 1874 новых светодиодных светильников, 12 автономных светильников на солнечных батареях, 310 новых опор освещения, более 30 км самонесущего изолированного провода и около 20 км кабелей различного назначения, 34 шкафа автоматического управления освещением, а также 26 городских объектов с новым декоративным освещением (здания, памятники, мост через Западную Двину, подъем к Софийскому собору, бульвар вдоль проспекта Франциска Скорины). В конце проекта будет проходить аудит нового уличного освещения, что позволит определить, работает ли установленное оборудование должным образом.

В 2018 году был проведен общенациональный конкурс идей, а также студенческий хакатон, чтобы собрать концепции для световых инсталляций, которые могут появиться в общественных пространствах города. Некоторые из идей воплотились в жизнь в сентябре 2018 года в рамках Фестиваля света в Полоцке – трехдневного праздника городского светового искусства с акцентом на энергоэффективность, первого мероприятия такого рода в Беларуси. Фестиваль посетили более 30000 гостей.

Фестиваль света в Полоцке – это новый формат проведения Дней энергии – ежегодной общегородской серии мероприятий, направленных на продвижение энергоэффективного образа жизни и перехода к чистой энергии. Дни энергии проходят в Полоцке каждый год в рамках Европейской недели устойчивой энергетики.

Контакты: 

Дмитрий Павлющик (фонд «Интеракция»), ассистент менеджера проекта, +375 17 280 41 35, +375 29 329 61 05 (моб.), skype: Дмитрий Павлющик, e-mail: pauliushchyk@eu-belarus.net.

Марина Борисова (фонд «Интеракция»), менеджер проекта по коммуникации и визуальному представлению, +375 29 873 35 82 (моб.), e-mail: borisova@eu-belarus.net.

Ссылка в интернете: 

Дни энергии в Полоцке: 20162017, 2018, 2019

Фестиваль света в Полоцке 2018: английский, русский

Результаты опроса 2019 года: английскийрусский

Модернизация уличного освещения в Полоцке

Как белорусские города могут стать энергоэффективными, обсудили в Полоцке

Полочане считают, что улицы их города должны освещаться лучше

Новости проекта «ГорСвет»

«Энергичный Полоцк» - группа проекта в социальной сети ВКонтакте: новости проекта, полезные советы, конкурсы и викторины на тему энергосбережения

Результаты студенческого архитектурного форума «Арх.Про.Свет»

PubLiCity: Energy Efficient Modernization of Public Lighting in the City of Polack

About of project:

Project Period: 01.08.2015 – 22.03.2020

Budget: € 1,630,521; EU contribution – € 1,304,417 (90%)

Implementing Agencies:

  • Polack District Executive Committee (lead Project implementing partner)
  • Interakcia Local Foundation for Promotion of International Dialogue and Cooperation
  • Municipal Unitary Enterprise "Polack Utility Company" (affiliated partner)

Location: Polack, Viciebsk Region

Description

Polack, the first Belarusian city to become a member of the Covenant of Mayors, developed its own Sustainable Energy Action Plan with EU support. Adopted in 2012, the document includes a number of measures to improve the energy efficiency of municipal buildings and companies, renewable energy generation, expansion of green areas, enhancement of the operation of public transport and improvement of the street lighting system. The PubLiCity will offer another opportunity for Polack to fulfill its commitments under the Covenant of Mayors.

Goals and objectives: 

Main goal is to carry out an energy efficient upgrade of the Polack street lighting. It will set an example for similar changes in other cities of Belarus as well. The modern LED street lights, some of them solar-powered, new poles and lampposts, and new decorative lighting will be in operation in 28 central streets and avenues of Polack by 2020 to result in energy savings of 265 MWh and reduced CO2 emissions of 120 tons per year. New lamps will be integrated into a city-wide automated street lighting control system.

Immediate outcomes: A conference on sustainable development of urban energy was held in Polack in September 2015. It was attended by representatives of 17 Belarusian cities that had acceded or were going to accede to the Covenant of Mayors.

In 2015-2016, several thousand Polack residents took part in a survey and provided their assessment of the quality of the city street lighting and building illumination, as well as their opinions on energy efficiency and how they save energy in their daily lives.

In August 2018, the survey on energy efficiency reran to reveal that Polack residents now tend to save more energy in their everyday life and think more about the environment. The survey on the quality of public lighting will rerun when all installation works are over in order to see to which extent Polack residents are satisfied with the new lighting.

In January 2016, a team from Polack State University accomplished an energy audit of the city 40 main streets and avenues. According to the audit findings, a proper use of energy efficient technologies will help reduce electricity consumption at the reviewed 40 streets by 60%.

Also, in April 2016, student architectural forum Arch.Pro.Svet was held in Polack. Supported by 19 renowned designers and architects, 40 students from the entire Belarus developed creative concepts for lighting of Polack streets and districts. Now the city authorities have concepts that they can use to develop actual public lighting projects.

From April 2019 till February 2020, installation works are being underway on the installation of new purchased equipment for upgrading the city lighting. As a result, 1874 new LED lamps will appear in 28 streets of Polack, as well as 12 autonomous solar-powered lamps, 310 new lighting poles, more than 30 km of wires and about 20 km of cables for various purposes, 34 automatic lighting control cabinets, and 26 city objects with new decorative lighting (buildings, monuments, a bridge over the Zachodniaja Dzvina, stair to St. Safija Cathedral, Francysk Skaryna Avenue).  By the end of the project, new street lighting will undergo post-installation audit, which will allow us to see whether installed equipment performs as it should.

In 2018, a nation-wide call for ideas and a Light Hackathon for students were held to collect concepts for light installations that could appear in the city’s public spaces. Some of the ideas came to life as part of the project in September 2018, during the Polack Light Festival – a 3-day festival of urban light art with focus on energy efficiency, which was the first event of this kind in Belarus and gathered more than 30,000 guests.

Polack Light Festival was a new format of Energy Days – annual city-wide series of creative events to promote energy efficiency and transition to clean energy, which we conduct in Polack every year as part of EU Sustainable Energy Week.

Points of Contact: 

Dzmitry Pauliushchyk (Interakcia Foundation), Assistant Project Manager, +375 17 280 41 35, +375 29 329 61 05 (mob.), skype: Дмитрий Павлющик, e-mail: pauliushchyk@eu-belarus.net.

Marina Borisova (Interakcia Foundation), Project Communication and Visibility Manager, +375 29 873 35 82 (mob.), e-mail: borisova@eu-belarus.net.

Hyperlink: 

Energy Days in Polack: 20162017, 2018, 2019

Polack Light Festival 2018: English, Russian

Results of the 2019 survey: English, Russian

Modernization of the public lighting in Polotsk

How belarusian cities can become energy efficient: a conference in Polotsk

Polotsk residents believe that their city's streets need better lighting

News of the PubLiCity project

Project group ‘Energetic Polack’ in the VK social network: project news, tips, contests and quizzes on the topic of energy saving

Results of the student architectural forum Arkh.Pro.Svet – Russian only